Аттестация педагогических работников – это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивной деятельности работников образовательных учреждений. Введение аттестации обуславливает актуальность поиска инновационных технологий, повышение квалификации и мастерства педагогических работников.
Трудовое законодательство предусматривает проведение аттестации работника в целях установления его соответствия (несоответствия) занимаемой должности (выполняемой работе).

Порядок проведения аттестации устанавливается нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права , либо действующими у работодателя локальными нормативными актами.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности и в целях установления им квалификационной категории.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (далее — Приказ № 276) утвержден новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, который определяет общие требования к проведению аттестации, а также особенности ее проведения для целей подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности и для целей установления педагогическому работнику квалификационной категории.

Основными задачами проведения аттестации являются:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
  • обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

Основные принципы проведения аттестации: коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Аттестация в целях подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности является для последнего обязательной и проводится каждые пять лет.
Аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории проводится по желанию соответствующего работника.
В целях подтверждения соответствия занимаемой должности аттестацию не обязаны проходить следующие педагогические работники:

  • имеющие квалификационные категории;
  • проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Проведение аттестации педагогических работников, предусмотренных подпунктами “4” и “5”, допускается не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом “6”, допускается не ранее чем через год после их выхода на работу.

 Особенности аттестации, проводимой в целях подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности

Для проведения аттестации на соответствие занимаемой должности в образовательной организации формируется специальная аттестационная комиссия.  Работодатель издает приказ (распоряжение) о проведении аттестации, которым определяет персональный состав педагогических работников, подлежащих аттестации, график аттестации, иные вопросы по организации аттестационных мероприятий.
Основной формой проведения аттестации является заседание аттестационной комиссии учреждения.  Педагогический работник, подлежащий аттестации, должен присутствовать на заседании. В случае отсутствия по уважительной причине (должна быть документально подтверждена и отражена в протоколе заседания) его аттестация переносится на другую дату. В случае неявки педагогического работника без уважительной причины аттестационная комиссия организации вправе провести аттестацию в его отсутствие.
В ходе заседания аттестационная комиссия рассматривает представление и дополнительные сведения, характеризующие профессиональную деятельность аттестуемого.
По результатам рассмотрения имеющихся сведений аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

  • соответствует занимаемой должности;
  • не соответствует занимаемой должности.

Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.
Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогических работников вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Особенности аттестации, проводимой в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории.

Аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории проводится специально уполномоченным органом — аттестационной комиссией, сформированной федеральным органом исполнительной власти или уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данный вид аттестации носит заявительный характер, т.е. проводится на основании письменного заявления педагогического работника, претендующего на присвоение квалификационной категории, которое подается непосредственно в уполномоченную аттестационную комиссию.
Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическим работником  не ранее чем через  два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.
Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.
Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией не может превышать 60 календарных дней.
Согласно п. 35 раздела III Порядка, аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории может проводиться как в присутствии аттестуемого, так и без него независимо от причин отсутствия.
По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: (с указанием должности аттестуемого педагогического работника):

  • установить первую (высшую) квалификационную категорию;
  • отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории.

Результаты аттестации в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории  предаются гласности: «…на основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет» (п. 44 раздела III Порядка).

Формы экспертных заключений и приложений к ним работников организаций дополнительного образования

Должность Файлы в архиве .zip:
Экспертное заключение (формат MSExcel)
Приложение (формат MSWord)
Педагог дополнительного образования СКАЧАТЬ
Методист организации дополнительного образования СКАЧАТЬ
Концертмейстер организации дополнительного образования СКАЧАТЬ
Педагог-организатор организаций дополнительного образования СКАЧАТЬ
АРХИВ СТАРЫХ ФОРМ ЭКСПЕРТНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ СКАЧАТЬ

Телефон регионального научно-методического центра экспертной оценки педагогической деятельности 8(495)470-35-50.

Всю интересующую Вас информацию по аттестации педагогических работников Вы можете найти на сайте Академии социального управления в разделе «Академия для Вас», далее «Педагогическим работникам МО. Работникам сферы образования», далее «Аттестация педагогических кадров».

Новое в аттестации !

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники